8-10 сентября 2010 г. в Челябинске прошла II Всероссийская научная конференция «Современная психодиагностика в период инноваций». В ее работе приняли участие 327 человек из многих регионов России, ближнего зарубежья (Молдовы, Украины, Казахстана), а также гости из Австралии, Великобритании. Работало 10 секций, проведены 2 открытые лекции и 1 мастер-класс. Секции посвящены различным аспектам психодиагностики и ее особенностям в различным отраслях профессиональной деятельности. Были отмечены изменения, произошедшие в психодиагностике за последние два года, а также пути дальнейшего выхода психодиагностике из кризиса.
Что такое психодиагностика и тестирование? Что такое тест и диагностический метод? Стоит ли слепо следовать западным традициям тестологии или необходимо вспомнить традиции отечественной психодиагностики? Сколько у нас в стране психодиагностов и что с ними делать? Есть ли выход из кризиса психодиагностики и как его найти?
На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники ставшей уже традиционной II Всероссийской научной конференции «Современная психодиагностика в период инноваций», организованной кафедрой «Психологическая диагностика и консультирование» факультета психологии Южно-Уральского государственного университета, состоявшейся в Челябинске 8-10 сентября 2010 г.
В ее работе приняли участие 327 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Великих Лук, Кургана, Киева, Смоленска, Томска, Тюмени, Барнаула и Петропавловска-Камчатского. Активными участниками конференции стали психологи из ближнего зарубежья: Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Украины. В подготовку и работу конференции подключились и зарубежные коллеги из Австралии и Великобритании.
Основной задачей II Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в период инновации» стал анализ изменений, произошедших в отечественной психодиагностике за последние два года, и разработка стратегических направлений ее дальнейшего развития.
Предшествовал работе конференции выездной тематический семинар «Актуальные проблемы психодиагностики», состоявшийся 5-8 сентября 2010 г. на озере Тургояк Челябинской области. Участниками семинара стали ведущие ученые, специалисты в сфере психодиагностики: Батурин Н.А. (Челябинск), Бурлачук Л.Ф. (Киев), Галажинский Э.В. (Томск), Доценко Е.Л. (Тюмень), Малых С.Б. (Москва), Маничев С.А. (Санкт-Петербург), Шмелёв А.Г. (Москва), Aidman E.(Австралия), Bartram B. (Великобритания), Lindley Р. (Великобритания).
В ходе семинара в рамках свободной дискуссии проводилось обсуждение базовой терминологии: «психологическая диагностика», «тест», «психологическая методика». Обсуждались проблемы тестологии, ее история, перспективы и основные мировые тренды. Проводилось обсуждение проекта постановления «О порядке использования и описания психологических измерительных конструктов в квалификационных работах» (курсовых, дипломных, магистерских диссертациях). Активная дискуссия развернулась при обсуждении проекта «Профессионально-этические нормативы специалиста, связанного с выполнением психодиагностической деятельности», которым планируется докончить Этический кодекс РПО (2003). Участники семинара также обсудили острые проблемы рецензирования тестов и их сертификации, отметили, что не потеряла своей актуальности и проблема обучения и сертификации пользователей психодиагностических методик.
В рамках семинара происходил обмен опытом между зарубежными и отечественными психологами по всем обозначенным выше вопросам. В обсуждении вопросов взаимовыгодного сотрудничества между ЮУрГУ (Россия) и BPS (Великобритания) принял участие ректор ЮУрГУ А.Л. Шестаков. Он обсудил с ген. директором Национального института сертификации профессиональных психологов
С.А. Маничевым вопрос о создании на базе ЮУрГУ Уральского Регионального представительства Национального института сертификации профессиональных психологов, продуктов (методик) и услуг в области психодиагностики.
Многие вопросы семинара получили свое содержательное развитие на конференции 8-10 сентября 2010 г. в Челябинске.
Пленарное заседание открыл председатель оргкомитета конференции Батурин Н.А. (Челябинск) докладом «Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем», в котором были проанализированы изменения, произошедшие в психодиагностике за 2 года, озвучены меры, принятые психологическим сообществом по выходу из кризиса. Николай Алексеевич проанализировал содержательные причины системной неудовлетворенности психологов-исследователей и практиков существующей психодиагностикой, отметив при этом, что за прошедшие два года психологическое сообщество заметно активизировалось и начало объединяться в научные психодиагностические школы: московскую школу А.Г. Шмелёва, ленинградскую школу СПбГУ, пермскую школу во главе с А.А. Волочковым, челябинскую школу во главе с Н.А. Батуриным, московскую школу под руководством Д.А. Леонтьева.
Важным событием, по мнению Батурина Н.А., было названо создание Экспертного сообщества психологов, организованного по инициативе Шмелева А.Г. на сайте www.ht.ru. на блогах которого регулярно обсуждаются актуальные проблемы и потребности психодиагностики. Подготовлен и издан первый том «Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров». Началась специализированная подготовка психодиагностов в университетах: на факультете психологии ЮУрГУ состоялся первый выпуск магистратуры «Дифференциальная психология и психодиагностика», по этому же направлению готовят магистров в Российском педагогическом университете им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все эти события, а также наличие новых разработок технологий создания тестов явно свидетельствуют о том особом внимании, которое стало уделяться психодиагностике в психологическим сообществе.
Леонид Фокич Бурлачук (Киев) в докладе «Позитивная психодиагностика: цель, методы, достижения» вспомнил об отечественных традициях в психодиагностике и призвал не только равняться на достижения зарубежной науки, но помнить и возрождать свои научные школы.
С обзором о разработках национальных и международных стандартов по тестам и тестированию выступил Dave Bartram (Лондон, Великобритания).
Достижениям и проблемам в практике конструирования тестов и обучении конструированию был посвящен доклад Шмелева А.Г. (Москва).
Интерес аудитории вызвал доклад «Имплицитная психометрика: Альтернативы технологиям самоотчета» Евгения Эйдмана (Аделаида, Австралия), обозначившего проблему создания методов, позволяющих диагностировать то, что человек не хочет сообщать в данный момент, и то, что человек не в состоянии в данный момент осознать.
Работу первого дня конференции продолжили вечерние лекции. «Перспективы неклассической психодиагностики» раскрыл Леонтьев Д.А. (Москва), озвучив те изменения взглядов на природу человека, которые произошли в научном сообществе. В качестве основного последствия данных изменений Дмитрий Алексеевич выделил расширение круга диагностических мишеней, которые уже замечены, но еще не отрефлексированы. Именно на этих мишенях — содержание и отношения; атрибутивные схемы; структурная организация; стратегии (опциональные, выбираемые, прижизненные); межуровневые регуляторы; механизмы самотрансценденции — и должна, на его взгляд, сосредоточиться психодиагностика.
Большой интерес вызвала вечерняя лекция Н.А. Батурина (Челябинск) «Охрана авторских прав на психодиагностические методики». Докладчик подробно осветил варианты распространения нарушений имущественных авторских прав, продемонстрировал соотношение базовых юридических терминов: «личные неимущественные авторские права» и «имущественные (исключительные) авторские права». В качестве примера были приведены некоторые виды произведений (ст. 1259 ГКРФ): литературные, изобразительные, аудиовизуальные, музыкальные и прочие. Психодиагностическая методика, с точки зрения авторских прав, является, как правило, сложным («многослойным») произведением, состоящим из элементов нескольких видов произведений. В лекции были выделены защищаемые авторским правом компоненты психодиагностических методик: текст стимульного материала полностью, индивидуальная конструкция каждого субтеста, (раздела, шкалы), отдельные пункты, имеющие индивидуальные и авторские признаки и др. В список не защищаемых авторским правом компонентов психодиагностических методик вошли: теории, понятия, идеи и концепты; черты, свойства, качества, включенные в конструкт, тип заданий, вопросов, утверждений; отдельные пункты — вопросы и задания, не содержащие в себе творческого компонента, а также бланки и формы для регистрации, не содержащие сложных и креативных элементов. В заключение НА. Батурин привел примеры наложения ответственности за нарушение исключительного права на произведение, а также примеры действия исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации.
Второй день конференции был посвящен работе шести секций и одного мастер-класса. Работа секции «Технология создания и адаптации психодиагностических методик» (рук. Батурин Н.А. и Мельникова Н.Н., Челябинск) была сконцентрирована на задаче осмысления новых методов и средств, применяемых отечественными психологами при разработке психодиагностического инструментария. В ходе работы секции было заслушано девять сообщений, познакомивших слушателей с авторскими разработками последних лет. Открыл секцию доклад Н.А. Батурина (Челябинск), представивший процессуальный поэтапно-шаговый подход к разработке психодиагностических методик. Деятельность по разработке тестов рассматривалась как комплексный проект, состоящий из 14 шагов, сгруппированных в 8 этапов. В докладе было особо подчёркнуто, что последовательность шагов является не просто рекомендуемым алгоритмом, удобным для пользования, а отражает сложный процесс, состоящий из последовательности действий, закономерно вытекающих одно из другого. Также на секции были представлены сообщения, посвящённые специфике диагностики разных категорий обследуемых. В частности, в сообщении Л.А. Александровой и А.А. Лебедевой (Москва) обсуждались особенности психодиагностической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Выступление И.В. Васильевой (Тюмень) было посвящено разработке опросника, предназначенного для представителей опасных профессий (сотрудники милиции, исправительных учреждений, военнослужащие в ходе выполнения боевых операций и др.)
Отдельную группу составили доклады, в которых рассматривались вопросы адаптации зарубежных методик. Так, в сообщении Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой (Москва) был представлен опыт апробации подросткового варианта методики неоконченных предложений Вашингтонского университета. Е.С. Иванова (Екатеринбург) вынесла на обсуждение полученные ею психометрические показатели методики «Торонтская алекситимическая шкала».
Также присутствовали достаточно разноплановые выступления, в которых акцент был сделан на специальных технологиях разработки тестов. А.В. Капцов (Самара) познакомил слушателей с исследованиями факторов противоречивости самоотчета испытуемых при диагностике личностных ценностей. Особенностям диагностики факторов большой пятерки методом ипсативного опросника был посвящён доклад А.Г. Шмелёва и О.Н. Ивановой (Москва). Особый интерес у слушателей вызвал доклад Е.В. Лурье (Москва) «Разработка теста оценки ситуаций на основе модели ситуационного руководства». Значимую для становления современной психодиагностики тему затронул в своём выступлении А.Ю. Попов (Пермь). Его доклад о создании межвузовских исследовательских психометрических «ко-лабораторий» перешёл в развёрнутую дискуссию о возможностях и перспективах реализации такого проекта.
В целом, в выступлениях, представленных на секции, акцент делался на новизну,
внесённую авторами в процесс разработки методик, неординарность постановки диагностических задач, нестандартность теоретических подходов. Слушатели секции получили интересный опыт, познакомились с оригинальными авторскими разработками.
Секция «Психодиагностика в образовании» (рук. Малых С.Б., Москва; Матвеева Л.Г., Челябинск,) имела выраженную практическую направленность. В докладе Клюевой Т.Н. (Самара) обсуждалась проблема подбора инструмента для оценки универсальных учебных действий. Доклад вызвал сильный эмоциональный отклик у участников секции практикующих психологов образования, испытывающих острую потребность в наличии сертифицированного психодиагностического инструментария, позволяющего профессионально выполнять свои функциональные обязанности. Не менее интересным был и доклад Волочкова А.А. (Пермь) «Диагностика активности: результаты и перспективы», наглядно продемонстрировавший какую пользу может принести научнообоснованный, теоретически осмысленный диагностический метод на примере своей методики «Вопросник учебной активности школьника» и возможностей и перспектив ее использования в образовании.
Водяха Ю.Е. (Екатеринбург) провела сравнительный анализ подходов к измерению самоатрибуции студентов в зарубежных и отечественных исследованиях, сделав выводы о «Возможности измерения самоатрибуции учебно-профессиональной деятельности». Активную дискуссию вызвал доклад Воробьевой И.В. и Кружковой О.В. (Екатеринбург) «Особенности разработки методики мотивов вандального поведения подростков и юношей». Обсуждалась практическая значимость данного опросника.
Своими наработками поделились Лавриненко Е.А. (Москва), изучающая конструктивное мышление младших подростков, Павловская Н.Г. (Петропавловск) исследующая психологические качества, обеспечивающие педагогическую деятельность, Драганова О.А., Каменская ВТ. (Санкт-Петербург), занимающиеся диагностикой психологического здоровья школьников.
В.Н. Кононова (Москва) представила психодиагностический компьютеризированный комплекс «ПРОФОРИЕНТАТОР» для выбора подходящего современного образования учащихся в возрасте от 13 лет и абитуриентов, отметив, что в период инноваций следует ориентироваться на формализацию и компьютеризацию психологических инструментов при условии высококачественного психодиагностического консультирования.
Секцию «Психодиагностика личности и ее развития» (рук. Леонтьев Д. А., Москва и Доценко Е.Л., Тюмень,) открыл Доценко Е.Л (Тюмень), представивший особенности интерактивной диагностики коммуникативных стратегий человека. Доклады, представленные на секции, были посвящены особенностям создания и результатам психометрической проверки авторских методик, в том числе экспресс-методики диагностики субъект-объектных характеристик личности Алексеевой Л.В. (Тюмень). Проблемы изучения невербального поведения в напряженноконфликтных ситуациях обозначил в своем докладе Леонов Н.И (Ижевск). Результаты исследования с использованием Графической ценностной шкалы в многомерной диагностике системы отношений личности представила Николаева ИА. (Курган).
Секция «Психосемантические и проективные методы диагностики динамики личности и группы» (рук. Дубов ИГ., Москва; Грязева-Добшинская В.Г., Челябинск) начала работу с выступления Грязевой-Добшинской В.Г. (Челябинск), в котором отмечалось, что жизненным требованием к личности становится готовность к изменениям, направленность на самопознание и саморазвитие, способность к интеграции в разных культурных сообществах и к творческому преодолению критических ситуаций. Актуальность исследований психологических факторов, закономерностей динамической самоорганизации личности и группы требует создания специальных методик диагностики. Такие возможности предоставляют авторские методики, разработанные В.Г Грязевой-Добшинской, направленные на выявление личностной динамики — изменения ценностей, образа Я, оснований выбора, избирательной активности; актуализацию ресурсов развития личности — психотехник переживания кризиса, психотехник выбора, адаптивной и неадаптивной активности, рефлексивных структур, ролевых репертуаров, социокультурной специфичности, гетерогенности как креативных ресурсов личности и группы.
Дубов И.Г. (Москва) в своем выступлении затронул проблему одного из важнейших факторов модернизации страны — готовность людей к инновационному поведению. Основной методической проблемой исследования больших групп, по мнению докладчика, является неприспособленность большинства психодиагностических методик к использованию их в массовом опросе населения. Была отмечена необходимость сокращения объемов предлагаемой батареи тестов, снятие установок на правильный ответ, снижение эмоциональной привлекательности формулировок, устранение непонятных для респондентов слов и приведение их в соответствие с современными социально-культурными реалиями.
Митина О. В. (Москва) подняла вопрос о разработке стандартов и адаптации психометрических инструментов, отметив, что отсутствие в России единых стандартов разработки нередко приводит к публикациям методик с неполным описанием психометрических показателей или недостаточными психометрическими показателями. Как следствие, могут не соблюдаться требования к особенностям использования методик, к уровню знаний и умений тестирующих и обрабатывающих результаты, проводятся недопустимые или неапробированные модификации методик.
Темы докладов данной секции были максимально разнообразны. Наливайко Е.И (Челябинск) рассказала о том, насколько мощное воздействие оказывают научно-фантастические кинофильмы на рефлексию ролевого репертуара личности и процесс социализации человека в современном информационно-технологическом обществе. Мальцева А. С. (Челябинск) в своем выступлении затронула проблематику личной эффективности, успешности, а также способов и стратегий ее достижения. Спесивцева А.С. (Челябинск) представила результаты лонгитюдного исследования динамики личностного потенциала студентов-менеджеров в процессе их обучения, которое позволило выявить базовые, наиболее стабильные качества, являющиеся ресурсами в их профессиональной деятельности. Выступление Глухова П.С. (Челябинск) было посвящено диагностике тенденций изменения базовых установок организационной культуры. В рамках данного исследования была выявлена специфика ресурса инновационного развития предприятия в условиях кризиса.
Руководители секции отметили широту затронутых направлений обсуждения, касающихся как методологических проблем диагностики динамики и потенциалов активности личности и групп, факторов актуализации, изменений активности, так и статистических методов в психодиагностике, моделирования динамики групп и организаций. Теплая атмосфера и слаженное действие ведущих способствовало оживленному обсуждению и активности участников и гостей секции.
На заседании секции «Медицинская психодиагностика сегодня и завтра» (рук. Щелкова О.Ю., Санкт-Петербург; Беребин М.А., Челябинск) были заслушаны два доклада, четыре сообщения по различным вопросам медицинской психодиагностики и особенностям применения психометрического подхода при решении задач психологической диагностики в клинике. В докладе Беребина М.А. (Челябинск) «Экспертный метод, методики экспертной оценки и методы распознавания образов как методология разработки современных методик медицинской психодиагностики» был представлен анализ современных направлений и методов медицинской психодиагностики. Особое внимание уделено проблемам клинического экспертного метода, показана возможность получения экспертного знания с целью разработки теоретических конструктов клинических феноменов, проведен анализ качественных и количественных методов в медицинской психодиагностике, показаны возможности и ограничения тестового психометрического подхода в решении клинических задач. Особое внимание было уделено проблеме адекватности процедуры получения норм методик в случае неустановленного характера распределения клинических переменных. В докладе Червинской К. Р. (СПбГУ) подробно рассмотрены методология и технологии создания компьютерных психодиагностических методик класса экспертных систем, обсуждены особенности применения таких методик в связи с задачами медицинской психодиагностики, рассмотрены возможности использования технологий извлечения знаний date-meaning в практике клинического консультирования.
Кроме того, в докладах Брябриной Т.В., Мещеряковой К.В., Нечаевой М.А., Новохацки А.В. (Челябинск) были представлены результаты выполненных исследований по различным проблемам клиники и современной медицинской психодиагностики.
Во второй половине дня состоялось заседание секции «Стандарты пользователей тестов и квалификация пользователей» (рук. D. Bartram, Лондон; Е. Aidman, Аделаида). Открыл секцию Батурин Н.А. (Челябинск), который обозначил острую проблему подготовки Стандартов пользователей тестов в России. Следующий доклад представил D. Вагtram (Лондон) «Разработка Европейских стандартов пользователей тестов EFPA». Был сделан обзор изменений взаимоотношений между поставщиками и пользователями тестов в Великобритании вследствие развития технических разработок. Автор познакомил аудиторию с некоторыми из действующих стандартов и руководств относительно применения тестов, качества тестов и проведения оценки (assessment). Докладчик сделал обзор деятельности EFPA (Европейская федерация психологических ассоциаций).
Подходы к определению квалификации пользователей тестов в Великобритании были озвучены в докладе P. Lindley (Лондон). Был проведен исторический экскурс к истокам создания Британского психологического общества (BPS) и Центров психологического тестирования (РТС); представлены подходы (BPS) к сертификации пользователей психодиагностических методик; определен круг лиц и организаций Великобритании, заинтересованных в сертификации пользователей и сферы профессиональной деятельности, в которых сертифицированные пользователи востребованы. Подробно P. Lindley остановилась на процедурах сертификации пользователей Британским психологическим обществом (BPS). Был сделан анализ причин введения сертификации в Великобритании, ее уровня на сегодняшний день и перспективах развития. Важным, по мнению докладчика, является то, что Сертификация была введена, чтобы сделать использование тестов безопасным, для улучшения практики тестирования. Сертификация в Великобритании открыта любому, это демонстрируют компетенции, определяемые обществом (BPS), как необходимые для использования тестов, те стандарты, которым специалисты должны соответствовать, чтобы получить Сертификат.
Несмотря на интенсивную работу на секциях, почти все участники конференции провели вечер, участвуя в работе мастер-класса Евгения Эйдмана, который стал логическим продолжением его выступления на пленарном заседании и уже на практике продемонстрировал возможности имплицитных, игровых диагностических методов, разрабатывавшихся в психодиагностической школе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова еще в 80-е годы прошлого века и активно используемых в настоящее время за рубежом.
Третий день конференции был также насыщен. В этот день работали 4 секции. Секцию «Методология проективной диагностики личности» открыл доклад Бурлачука Л.Ф. (Киев). Доклад был посвящен развитию проективной парадигмы в психологической науке. Докладчик выделил основные метафоры проективного подхода — метафоры «чистого экрана» и «рентгеновского аппарата», как наиболее часто встречающиеся в литературе. В соответствии с первой метафорой допускается, что личность проецирует на стимул свои чувства, тенденции, установки. Вторая метафора предполагает своего рода «просвечивание» личности с помощью проективного стимула. Докладчик критически рассмотрел сложившиеся в проективной психологии подходы к пониманию механизма проекции и предположил, что процесс решения задачи в условиях неопределенности позволяет более точно представить тот механизм, который реализуется в проективных методиках. В выступлении Грязевой-Добшинской В.Г. (Челябинск) были рассмотрены возможности проективной техники в диагностике проблем детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими отклонения в развитии. Кононова В. Н. (Москва) осветила результаты многолетних исследований с помощью цветовых стимулов. Митина О.В. (Москва) рассказала об опыте кросс-культурной адаптации в России так называемой ТОП-диагностики, предложенной Юлиусом Кулем (Германия), который в течение последних 30 лет разрабатывает собственную теорию многоуровневого функционирования личности как сложной комплексной системы с обратной связью и иерархией.
Работа секции «Информационные технологии в современной психодиагностике» (рук. Шмелев А.Г., Москва и Червинская К.Р., Санкт-Петербург) началась с обсуждения доклада Попова А.Ю. (Пермь), заслушанного ранее на секции «Конструирование тестов» и посвященного возможностям и перспективам создания общероссийского банка «сырых» данных психометрических исследований в рамках инициативного пилотного проекта совместных межвузовских виртуальных лабораторий, так называемых «ко-лабораторий». Термин «ко-лаборатория» (от англ. «со» — collaboration — сотрудничество) предполагает, в первую очередь, сотрудничество исследователей в виртуальной сфере, направленное на сбор, хранение и обработку экспериментально-психологического материала, который в настоящее время, как правило, собирается, используется исследователями в своих целях, а потом теряется или рассеивается. Основная цель создания такой лаборатории — это интеграция в едином формате разнообразных экспериментально-психологических данных, обработка которых с помощью технологии мета анализа позволит не только сохранять сами данные, но и даст возможность участникам получать ценные результаты в исследуемой ими сфере.
Далее Неяскина Ю.Ю. (Петропавловск-Качатский) представила автоматизированную информационную систему, разработанную сотрудниками Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. Информационная система предназначена для создания, адаптации и модификации психологических методик, а также способов обобщения результатов эмпирических исследований. Система, относящаяся к классу так называемых «оболочек», предусматривает режим ввода любых тестовых методик (утверждений, ключей, способов обработки), режим тестирования и всевозможную статистическую обработку. В ходе обсуждения этого доклада ведущие и участники секции заострили вопрос о корректном обращении с авторскими правами при включении методик в подобные учебные автоматизированные системы.
В докладе Червинской К.Р. (Санкт-Петербург) говорилось о новой информационной технологии в психодиагностике — конструировании экспертных психодиагностических систем как компьютерных методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования на основе базы знаний, содержащей специальным образом формализованные знания опытных психологов (экспертов). Основной акцент в докладе был сделан на процессе извлечения экспертных знаний, моделировании рассуждений психологов по интерпретации результатов тестирования сложных многомерных методик.
В обсуждении докладов и смежных проблем приняло участие 25 участников конференции, присутствовавших на заседании секции. Были затронуты актуальные вопросы классификации экспертных и интеллектуальных систем, вопросы равных условий, в которые попадают испытуемые при компьютерном тестировании (с учетом факторов компьютерной и экзаменационно-тестовой тревожности), вопросы активизации процессов обмена актуальной информации с использованием современных ИК-технологий (блогов, форумов, Интернет-сообществ и т.п.).
Секция «Применение психодиагностики в управлении человеческими ресурсами» (рук. Маничев С.А., Санкт-Петербург; Марковская И.М., Челябинск).
Заседание секции открыл Доминяк В.И. (Санкт-Петербург), рассмотревший в своем докладе особенности применения психодиагностики в управлении человеческими ресурсами организации. Марковская И.М. (Челябинск) в докладе «Диагностика вовлеченности» раскрыла проблемы человека в среде организации, познакомила аудиторию с моделями фактора вовлеченности, и подходами к ее диагностике, отметив, что данное направление исследований должно включать использование качественных методов (глубинных интервью, фокус-групп, возможно проективных методов), стандартизированных на российской выборке. Результаты своих исследований факторов успешности изменений в условиях инновационной организационной стратегии продемонстрировала Миролюбова Г. С. (Екатеринбург). Она выделила проблему, суть которой заключается в том, что организационные изменения, инновационные стратегии предполагают личностную и профессиональную перестройку индивида, что неизбежно вызывает внутреннее напряжение и предопределяет неизбежное сопротивление нововведениям различной силы и характера. Докладчик обозначил существующую зависимость между уровнем соотношения нормативного и индивидуального и типом реагирования индивида на организационные изменения. К проблеме психодиагностики индивидуальной конкурентоспособности на рынке труда обратилась в своем докладе Мугатобарова Э.К. (Екатеринбург), выделив два подхода к пониманию конкурентоспособности (как способности конкурировать и как комплексной характеристики). Мугатобарова Э.К заострила внимание на проблеме недостаточной научной разработанности определения «конкурентоспособность» профессионала и в связи с этим неопределенности выбора психодиагностического инструментария для изучения феномена индивидуальной конкурентоспособности. Влиянию ответственности (как качества личности) на возникновение конфликтной ситуации в организации был посвящен доклад Свириденко И.Н. (Нижний Тагил). Были раскрыты различные компоненты ответственности (динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный и когнитивный) и принцип дихотомического рас-
смотрения этих компонентов. В своем докладе Свириденко И.Н. отмечает, что взаимосвязь стилей поведения в конфликте и параметров ответственности позволяют расширить психодиагностические возможности.
Секция «Национальные и международные подходы к обеспечению качества тестов» (рук. P. Lindley, Лондон; Е. Aidman, Аделаида) логически подвела всех к завершению конференции. С докладом «EFPA и критерии рецензирования тестов» выступил D. Bartram (Лондон). В своем докладе он продемонстрировал модель рецензирования (описания и оценки) психологических тестов, разработанную EFPA. Были озвучены критерии рецензирования тестов, разработанные EFPA в 2005 году. Докладчик сделал вывод, что модель EFPA используется как основа для рецензирования и регистрации тестов Великобритании. Он обратил внимание на то, что крупные европейские страны выстраивают процедуры тестирования на основе критериев, разработанных EFPA. Так, Норвегия адаптировала европейскую модель процедуры рецензирования тестов. Испания разработала свою модель, но на основе модели EFPA. Швеция сейчас использует старую модель BPS, но вероятно, как Дания, последует за Норвегией. Германия сейчас использует DIN33430, но рассматривает возможность разработки новой модели рецензирования, совместной с EFPA.
С докладом «Национальные и международные подходы к стандартам качества для тестов: подход Великобритании» выступила P. Lindley (Лондон). Автором была представлена Модель рецензирования тестов, принятая обществом (BPS) в Великобритании. Рецензирование тестов в Великобритании на сегодняшний день — процесс, хорошо разработанный. Британское психологическое общество (BPS) внедряло критерии, принятые в EFPA для рецензирования тестов и регистрации тестов с 2002 г. В целом критерии EFPA оправдали себя для тестов, созданных в Великобритании, усовершенствовали рецензирование и регистрацию тестов для BPS в Великобритании.
Третий день конференции был завершен итоговым пленарным заседанием. С отчетами о работе секций выступили руководители секций, резолюцию работы конференции (активно обсуждаемую после конференции на блогах сайта www.ht.ru) представил Шмелев А.Г. (Москва).
Резолюция Второй всероссийской конференции «Современная психодиагностика в период инноваций»
(8-10 сентября, 2010, Челябинск)
Участники II Всероссийской конференции отмечают, что за два года, прошедшие после I Всероссийской конференции (Челябинск, 2008), произошли заметные изменения во многих областях отечественной психодиагностики, что свидетельствует о начале ее выхода из системного кризиса, о чем можно судить по следующим признакам:
1. Повысился общий уровень научных докладов, представленных на конференции, особенно тех работ, которые посвящены конструированию тестов и их психометрической проверке.
2. Налажены связи с зарубежными специалистами из EFPA и BPS в области общественно-профессионального контроля качества психодиагностических методик (тестов) и уровня подготовки специалистов-пользова-телей в этой области.
3. Выпущен первый том «Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения», включающего 40 рецензий специалистов высшей квалификации — докторов и кандидатов наук на 20 методик.
4. Налажены постоянные связи между специалистами различных научно-образо-вательных центров России и Украины с использованием современных технологий Интернет-коммуникаций: созданы или существенно расширили свою работу специализированные сайты, на которых не только появляются научные публикации в электронной форме, но и производится всестороннее обсуждение самых актуальных проблем психодиагностики в режиме профессиональных форумов и блогов.
5. Подготовлена новая университетская программа по курсу «Психодиагностика» (для бакалавров), прошедшая многоэтапное рецензирование и экспертное голосование с участием 20 авторов и экспертов-рецензентов.
6. Осуществлен перевод и издание одной из первых книг по психометрике в России американских ученых Р. Фера и В. Бакарака «Психометрика. Введение» (Изд-во ЮУрГУ, 2010), что будет способствовать повышению психометрической культуры отечественных психологов.
7. На основе результатов проведенной за два года работы и итогов конференции приня-
то Решение совместного заседания Президиума РПО и Президиума Совета по психологии УМО (от 11.09.2010), направленное на дальнейшее развитие отечественной психодиагностики. Участники конференции поручают Оргкомитету конференции и Комиссии по психодиагностике Президиума РПО реализовать следующие решения:
1) предоставить в УМО университетов по психологии проект Постановления, в котором утвердить «Положение об использовании психометрических диагностических инструментов в квалификационных работах студентов и магистров», а также график введения Положения;
2) доработать и организовать обсуждение специального раздела Этического кодекса РПО, посвященного профессионально-этической регуляции в области психодиагностики: «Профессионально-этические нормативы специалистов, осуществляющих психодиагностическую деятельность»;
3) продолжить издание следующих томов «Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения»;
4) организовать Уральское региональное представительство Национального института сертификации профессиональных психологов (в области психодиагностики) на базе Южно-Уральского государственного университета;
5) рекомендовать при проведении госзакупок психодиагностической продукции проводить экспертизу специалистами, определяемыми Комиссией по психодиагностике РПО;
6) для обеспечения учебного процесса рекомендовать факультетам психологии университетов создать постоянно пополняемые библиотеки тестов (Тестотеки);
7) одобрить инициативные пилотные проекты совместных межвузовских виртуальных лабораторий («ко-лабораторий»);
8) направить письма в органы сертификации импортной продукции и Союз потребителей Российской Федерации о деятельности представительств иностранных фирм-производителей тестов и оказании ими тестовых услуг российским гражданам, распространяющих и использующих их на территории Российской Федерации без прохождения рецензирования и сертификации согласно российским требованиям;
9) рекомендовать Министерству образования при реализации новых стандартов общего образования использовать методики, прошедшие независимое рецензирование и сертификацию в Национальном институте сертификации профессиональных психологов;
10) продолжить разъяснительную работу среди профессиональных психологов и лиц, применяющих психодиагностические методики (учителя, менеджеры по персоналу, врачи), о необходимости добровольной Сертификации в области психодиагностики;
11) создать комиссию по подготовке проекта учебника по современной психодиагностике;
12) провести в 2012 году III Конференцию РПО по психодиагностике.
Участники конференции отметили, что II Всероссийская конференция проходила активно в рабочей и доброжелательной обстановке. Многие психологи получили ответы на актуальные для них вопросы. Ценным, по мнению участников конференции, является то, что на заседаниях секций и в свободном профессиональном общении они смогли найти единомышленников и соратников в профессиональной деятельности. Особенно важным, считают они, для психологического сообщества России является издание «Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения».